Menu
  • Ua
  • En
  • Ru
  • Ua
  • En
  • Ru
  • Представь себе ситуацию. Стоишь ты на остановке, ждешь транспорт. Рядом парень на инвалидной коляске. Подъезжает троллейбус. Ты понимаешь, что парню не совсем просто будет попасть вовнутрь и хочешь ему помочь. Но стесняешься, не знаешь, как эту самую помощь предложить и как вообще к нему обратиться.

    Так вот как-то у нас в обществе сложилось, что многие чувствуют неловкость, общаясь с людьми с инвалидностью. Это, конечно, совершенно лишнее. То, что человек на коляске или незрячий, не означает, что он тебя не поймет. Давайте-ка будем просвещаться и исправляться.

    ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

    Ничего сложного в этих правилах общения нет. Сейчас сам убедишься.

    Правило 1: Когда тебя знакомят с человеком с инвалидностью, можно смело пожимать ему руку. Даже если он двигает рукой с трудом или пользуется протезом, рукопожатие вполне возможно, допустимо и желательно.

    Правило 2: Обращайся непосредственно к человеку. Не к его сопровождающему, сурдопереводчику или кому-нибудь еще, кто там у вас присутствует при разговоре. Тебя услышат, тебе ответят.

    Правило 3: Всегда спрашивай, нужна ли помощь. Тебе может показаться, что помочь надо, а на самом деле такой надобности нет. Не нужно проявлять излишнего рвения там, где не просят.

    Правило 4: Если ты хочешь помочь, но не знаешь, как это сделать (например, как управляться с коляской), можешь вот так прямо и сказать: «Я могу подсобить, если Вы мне подскажете как». Если твоя помощь уместна, то тебе с вероятностью 99% скажут, что делать.

    Правило 5: Не хватай без спроса коляску, костыли, трость собеседника. Это часть личного пространства человека, его средства передвижения.

    Правило 6: Не бойся говорить так, как ты привык. Нормально сказать «Ты слышал о том, что...?» неслышащему или «Увидимся» незрячему. Тебя поймут.

    Правило 7: Общаясь с незрячим человеком, назови себя и людей, если вас группа. Во время общей беседы в группе говори, к кому ты обращаешься – чтобы незрячий человек не путался в ходе разговора. Если отходишь куда-нибудь, говори об этом тоже.

    Правило 8: Если ты куда-то идешь с незрячим человеком, уместно будет описать то, что вокруг, предупредить о различных препятствиях – ступеньках, лужах, ямах.

    Правило 9: Если тебе нужно привлечь внимание неслыщащего человека, просто помаши ему рукой или легонько тронь за плечо либо за руку.

    Правило 10: Будь вежливым, не допускай неуместной фамильярности. Общайся так, как бы ты общался с человеком без инвалидности.

    ▪▪▪

    СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ В ТЕМУ

    Есть определенная лексика, которую корректно употреблять в означенном контексте:

    • человек с инвалидностью
    • человек с ограниченными возможностями здоровья
    • незрячий, слабовидящий
    • неслышащий, слабослышащий
    • с инвалидностью по зрению (слуха)
    • человек (ребенок) с синдромом Дауна
    • человек (ребенок) с ДЦП
    • человек, использующий инвалидную коляску
    • человек с ментальной инвалидностью
    • ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

    Не говори таких слов и формул, как «инвалид», «человек с ограниченными возможностями», «больной», «прикованный к коляске», «глухой», «слепой», «даун», «слабоумный», «умственно неполноценный», «дэцэпэшник». Вот на это действительно люди или их близкие могут обидеться.

    Будь попроще. И увидишь, что все действительно несложно.

    May be interesting
    Anonymous
    The author 00
    0
    Share article
    Feedback

    Ideas, collaborations, stories? Do you require assistance or consultation? Write here if you have questions about cooperation, obtaining prevention products, or anything else.

    Thank you!
    Your question has been sent.

    We will give you an answer
    within three business days.